Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:
Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
Проведения тренировочных работ на Платформе возможны для обучающихся 8 и 9 классов. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/.
Подробная инструкция по работе с системой представлена в приложении
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Школьный уровень
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
Естественнонаучная грамотность
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 классы)
Предлагаем материалы для учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности:
«Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке» - практические рекомендации
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Что значит «быть грамотным» - методические рекомендации для детей и родителей
Запись родительского собрания «Функциональная грамотность в вопросах и ответах»
· Естественнонаучная грамотность
Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Мероприятия по функциональной грамотности, проводимые на школьном уровне
9 октября 2023 года для обучающихся 9 класса была проведена ДОЛ-игра на тему "Финансики"
С 27.11.2023 по 01.12.2023г. в МБОУ Сарыбашская школа проходила неделя читательской
грамотности и креативного мышления.
Учащиеся 6-11 классов составляли
синквейны, кластеры, тематические кроссворды,
словари;
разгадывали анаграммы; анализировали тексты.
С 15.01.2024 по 19.01.2024г. в МБОУ Сарыбашская школа проходила
неделя естественно-научной грамотности и глобальных компетенций.
Учащиеся 6-11 классов принимали участие в
тематических мероприятиях недели.
НЕДЕЛЯ ПРОШЛА ИНТЕРЕСНО, НАСЫЩЕННО, РЕЗУЛЬТАТИВНО!
Видеофрагменты уроков и занятий, направленных на развитие функциональной грамотности
Внеурочное занятие в 6 классе на тему "Торжество музыки и мужества", направленное на развитие читательской грамотности (видео)
Фрагмент занятия внеурочной деятельности "Читаем, считаем, наблюдаем" во 2 классе "Своя игра", направленного на развитие финансовой грамотности (видео)